В Нацсовете обсудили интеграцию образовательных программ и НСК
6 сентября в Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям состоялось совещание по вопросам перехода к новой модели высшего образования и использования механизмов Национальной системы квалификаций в системе высшего образования. Встреча проведена по инициативе министра науки и высшего образования России Валерия Фалькова
Открывая совещание, председатель Национального совета Александр Шохин обратил внимание участников, что в поручениях Президента России Федеральному собранию от февраля 2023 года подчеркивается необходимость тесного взаимодействия системы образования и работодателей в целях обеспечения соответствия содержания образовательных программ требованиям рынка труда.
«Все стейкхолдеры заинтересованы в гибкости, вариативности, точной адресной настройки образовательных программ, – констатировал Шохин. – Необходимо подумать, как реализовывать уже закреплённые в Законе «Об образовании» новые положения, в частности, возможность для студентов получения сразу нескольких квалификаций в рамках освоения одной программы высшего образования».
Глава Нацсовета считает, что Национальная система квалификаций (НСК) также должна быть включена в реформу образования: «Мы исходим из того, что Национальная система квалификаций позволяет достаточно эффективно соотносить знания, умения и компетенции, которые предоставляются в рамках образовательных программ различного уровня, и сейчас используется как один из механизмов, связывающих рынок труда и систему образования».
Необходимо повышать эффективность всех элементов и механизмов НСК, выстраивать взаимосвязи между девятью уровнями национальной рамки квалификаций и результатами подготовки выпускников вузов, отметил спикер.
В числе механизмов, связывающих систему образования и интересы работодателей, Шохин назвал дуальное обучение, а также стажировки и практики в компаниях – лидерах рынка. Председатель Нацсовета также отметил динамику пилотного проекта по совмещению государственной итоговой аттестации с независимой оценкой квалификации и необходимость развития системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков рассказал о реформировании системы высшего образования, которое идет в настоящее время. «Наша задача — удержать баланс, с одной стороны, между фундаментальностью и практикоориентированностью, а с другой — дать университетам гибкий механизм реагирования на запросы рынка труда. Поэтому сроки подготовки специалистов в рамках совершенствования национальной системы высшего образования должны быть дифференцированы в зависимости от характера их будущей профессии и установлены вузами совместно с работодателями», – отметил министр.
Глава Минобрнауки России добавил, что в настоящее время существует выраженный запрос на обновление системы инженерного образования с учетом быстро меняющейся экономики. Фальков обратил внимание на необходимость пересмотра перечня образовательных программ и соотнесения их с уровнями национальной рамки квалификаций. «Нам предстоит проработать вопросы квалификаций и сроков подготовки кадров для максимального сопряжения профессиональных компетенций выпускников с требованиями рынка труда, а также совместно с Минтрудом России пересмотреть профессиональные стандарты и квалификационные требования», – считает спикер.
«Профстандарты и профквалификации представляют собой четкое структурированное описание знаний и умений, которые на выходе получает выпускник образовательной программы. Их использование позволяет эффективно соотносить содержание образовательных программ различного уровня», – подчеркнул в своем выступлении генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин. Это важно, например, для точного формулирования требований к содержанию программ ДПО, необходимых для освоения новой квалификации, с учетом уже ранее полученных навыков.
Кроме того, гармонизация образовательных программ на основе профстандартов должна в перспективе позволить выпускникам колледжей и техникумов в упрощенном порядке поступать по тождественным специальностям на второй или третий курс университетов, как это уже происходит для студентов колледжей, прямо входящих в структуру соответствующих вузов.
В этой связи востребованным может стать распространение практики выделения в Национальной системе квалификаций отдельных подуровней, в первую очередь - по 6 и 7 уровням квалификации.
В своем выступлении Шадрин также рассказал о промежуточных итогах пилотного проекта совмещения государственной итоговой аттестации c независимой оценкой квалификации (ГИА-НОК). Проведение единого экзамена является эффективным инструментом независимого «контроля качества» результатов подготовки выпускников. Его проведение формирует сильную мотивацию к выявлению и устранению разрывов, существующих между требованиями профстандартов и текущим уровнем образовательных программ, сказал Шадрин. К настоящему времени в пилотном проекте приняло участие более 30 университетов, 830 студентов прошли объединенный экзамен.
Ещё одной областью вовлечения работодателей в реализацию образовательных программ различного уровня может стать формат прикладного проектного обучения, отметил руководитель Национального агентства. Результаты проведенного в прошлом году Национальным агентством Всероссийского конкурса лучших практик подготовки кадров, показывают, что механизм прикладного проектного обучения работает эффективно и является востребованным как в вузах, так и в колледжах.
Директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России Марина Маслова рассказала о подготовке министерством предложений по совершенствованию системы профстандартов в контексте перехода к новой модели уровней высшего образования, совершенствованию процесса их разработки с применением современных цифровых технологий, актуализации общероссийского классификатора занятий и др.
С докладами о ходе реализации пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования, проводимого в соответствии с указом Президента РФ от 12 мая 2023 г. №343, на совещании выступили ректоры Томского государственного университета Эдуард Галажинский и Университета МИСИС Алевтина Черникова.
Также в дискуссии приняли участие ректор Санкт-Петербургского государственного технологического института Андрей Шевчик, директор корпоративного университета TMK2U Елена Позолотина, исполнительный вице-президент РСПП, председатель СПК финансового рынка Александр Мурычев, президент Ассоциации «ЭРА России», председатель СПК в электроэнергетике Аркадий Замосковный, заместитель первого проректора НИУ ВШЭ Софья Черногорцева, генеральный директор АО «Национальные квалификации», заместитель председателя СПК в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях Марина Борисова.
Участники совещания приняли решение о проведении дискуссий об использовании механизмов Национальной системы квалификаций в системе высшего образования на регулярной основе.