+7 (495) 285-63-53

143909, РФ, Московская область,г. Балашиха, ул. Звездная, д.7Б

Рост тарифов: в гражданском ЖКХ – неизбежен, в военном – жизненно необходим

Холодное время года – традиционно «горячая» пора для жилищно-коммунального хозяйства страны. Справляется ли оно сегодня со своими задачами – вопрос скорее риторический. Даже поверхностный анализ количества аварий в ЖКХ за сентябрь – ноябрь 2016 года показывает постоянный ежемесячный рост на 5-6%. При этом жилищно-коммунальный комплекс был и остается одной из базовых отраслей экономики России, «основой основ», на чем строится благополучие и развитие государства и его граждан. Эксперты оценивают оборот нашего рынка ЖКХ в 4,2 трлн. рублей в год, что составляет около 5,7 % ВВП России. В этой сфере занято более 2 млн. человек. Важной особенностью отечественного комплекса ЖКХ является его масштабность. Например, общая протяженность сетей тепло- и водоснабжения – без малого 900 тыс. километров, а объем фонда жилья  – почти 3,5 млрд. кв. м.

Если добавить к этому традиционно-неблагоприятные природно-климатические условия эксплуатации и обслуживания, а также особенности исторического развития отечественного ЖКХ и социально-экономические тенденции последнего времени, то получится далеко не полный список причин непростого положения, в котором находится отрасль сегодня. Критичная степень износа коммунальных сетей – основной показатель. В среднем по стране износ составляет 65%, а в некоторых регионах это значение достигло  угрожающих 95%. Постоянный рост аварийности, гигантские потери ресурсов (до 40% воды и 50% тепла) по пути к потребителю, плохая техническая оснащенность и низкий профессиональный уровень кадров – все это факторы, подтверждающие сложность ситуации.

Ни у кого не вызывает сомнения, что наше коммунальное хозяйство требует не просто модернизации, а глубокой системной реконструкции. Вполне понятно также, что на такую реконструкцию нужны значительные средства. Как считают специалисты отрасли, планомерный рост коммунальных тарифов должен хотя бы отчасти обеспечить необходимые объемы финансирования. С  1 июля этого года коммунальные тарифы в очередной раз увеличились в среднем по стране  - на 4%, а в столице - на 7,5%. Эта мера была воспринята частью общества, что называется, «в штыки». Основной довод противников роста тарифов формулируется так: «платить больше можно, но только за растущее качество услуг, а его не наблюдается». «Тарифы растут каждый год, мы платим все больше, а претензий к ЖКХ-комплексу меньше не становится, скорее наоборот – проблемы только накапливаются» - так, по данным социологов холдинга «Ромир», считают более 60% россиян. Отдельные журналисты, экономисты, политики полагают, что увеличивать плату за ЖКУ недопустимо еще и потому, что значительная часть денег идет не на  развитие коммунальной инфраструктуры, а в карманы владельцев управляющих и ресурсоснабжающих компаний. Кроме того, противники роста тарифов часто сравнивают их с расценками в Европе и Северной Америке. С помощью несложных подсчетов, они получают ключевой, с их точки зрения, параметр «16,6%». Именно столько процентов от своего ежемесячного дохода в среднем тратит на оплату ЖКУ российская семья. В то время как средняя европейская семья – только 13,5%, американская – 12,9%, канадская – 11,8%.  И это при том, что в целом качество коммунальных услуг там зачастую значительно выше, чем здесь. Вывод из всего вышесказанного вроде бы очевиден: мы платим за ЖКХ вполне достаточно.

Однако есть ряд серьезных факторов, не учитываемых сторонниками «социального» подхода к проблеме тарифов ЖКХ. Главным из них эксперты отрасли полагают ее катастрофическое состояние. Описанные выше признаки кризиса системы – лишь «верхушка айсберга». При детальном рассмотрении проблемы, становится понятно, что на протяжении нескольких последних десятилетий не делалось никаких сколько-нибудь серьезных вложений ни в модернизацию, ни в развитие коммунальной сферы. Собственники оплачивали малую часть того, что требовалось лишь на содержание. Сегодня речь идет о том, что необходимо наверстывать как минимум 30-летние забвение «коммуналки» в нашей стране. Латать дыры больше не получится. Нужна большая системная работа по строительству современной технологичной инфраструктуры. Иначе все очень скоро закончится катастрофой. Именно это отличает нашу ситуацию от европейской, где надежная инфраструктура уже есть и ее надо просто поддерживать. Кстати, на ее воссоздание после Второй мировой войны европейские страны потратили миллиарды долларов (тогдашних!), больше половины той суммы, что досталась им по плану Маршалла.

Другой фактор – экономический. Государство не может в одиночку предотвратить ЖКХ-катастрофу – не хватает средств. Привлекать в достаточном количестве деньги инвесторов – весьма проблематично: в отрасли слишком длительный срок окупаемости. В наших современных реалиях мало кто из бизнесменов готов ждать прибыли по 20-25 лет. Единственный реальный финансовый рычаг – повышение цен на ЖКУ. Причем не малопроцентное и «вялотекущее» как сейчас, представляющее собой бесполезный симбиоз экономической необходимости с социальной ответственностью, а реальное приведение цен в соответствие со стоимостью услуг. В этом случае неизбежно обострится следующий фактор – социальный. Чтобы рост тарифов не выглядел так называемой «непопулярной мерой» государству все же придется объяснить своим гражданам некоторые «неловкие» моменты. Например, то, что приведенные выше проценты расходов на коммунальные услуги европейцев и американцев в пересчете на рубли выглядят так: среднестатистический немец платит 14 000,   француз -  14 500, британец – 15 200, американец - 17 500 рублей в месяц. Средний россиянин тратит 5 000 рублей, что продиктовано вовсе не реальными ценами на ЖКУ, а желанием руководства страны учитывать колебание доходов населения.

Еще один ключевой фактор - неплатежи. Более 5% наших сограждан в принципе не платят за ЖКУ. Это их, если можно так сказать, гражданская позиция. 25% населения оплачивает коммунальные услуги крайне нерегулярно. И это статистика муниципального жилого фонда. А ведь есть еще так называемые ведомственные федеральные фонды, крупнейшим из которых является фонд Минобороны. Там коммунальные тарифы – гораздо ниже общепринятых, зато неплательщиков – в разы больше, и хронические долги за ЖКХ измеряются сотнями миллионов рублей. Вообще именно в сфере военного ЖКХ вопрос тарифообразования стоит особенно остро. Расценки на ЖКУ здесь не менялись последние пять лет. Такой либерализм привел, как ни странно, к резкому падению собираемости средств, идущих в оплату жилищного фонда военного ведомства. А далее – замкнутый круг: управляющие компании Минобороны не получают денег от военнослужащих (что само по себе – парадокс), соответственно ремонтно-восстановительные работы не ведутся: сети, оборудование и жилфонд ветшают; жители проявляют все большее недовольство. Социальная напряженность в военных городках по всей стране растет на фоне отсутствия стабильного водоснабжения, отопления, текущего ремонта, вывоза мусора и прочих жизненно важных услуг. Ветхие военные котельные – притча во языцех от Калининграда до Сахалина. Письма Министру обороны С.К. Шойгу регулярно пишут не только члены семей военнослужащих, но и муниципалы, региональные власти, руководители компаний-поставщиков ресурсов. Все они требуют, в конечном итоге, одного – выделения средств, которых Минобороны взять просто негде. Как перезимует жилищный фонд военного ведомства – большой вопрос. Выход из этого кризиса один – привести расценки на ЖКУ в соответствие с реальными рыночными ценами и фактическими затратами Минобороны на содержание своего жилья. Причем сделать это как можно скорее. Фактор времени здесь крайне важен, долго раздумывать некогда.      

Подводя итог: все перечисленные факторы, увы, не оставляют нам надежду на то, что узел коммунальных проблем будет гуманно и безболезненно для общества развязан с помощью социально-ориентированных реформ и создания новых моделей управления отраслью. Этот узел придется рубить «непопулярными» мерами, и первоочередная из них – значительное повышение расценок на коммунальные услуги.

Источник: Эксперт




Вернуться к списку новостей >>