+7 (495) 285-63-53

143909, РФ, Московская область,г. Балашиха, ул. Звездная, д.7Б

ОНФ предлагает создать единую контрольно-надзорную систему в жилищной сфере на местном уровне

Внести изменения в федеральное и региональное законодательство, выстроив единую систему контрольно-надзорной деятельности в жилищной сфере, предложили участники форума ОНФ «Форум действий. Регионы» в Йошкар-Оле на площадке «Качество повседневной жизни». Государственные жилищные инспекции (ГЖИ), которые осуществляют жилищный надзор на региональном уровне, не справляются с объемом работ, и часть функций эксперты ОНФ предлагают возложить на органы местного самоуправления. В частности это будет касаться решения задач лицензионного контроля за деятельностью управляющих организаций.

Участники форума подчеркнули, что ГЖИ, на первый взгляд, обладают достаточными полномочиями. Однако при детальном рассмотрении становится понятно, что штатной численности ГЖИ во многих субъектах РФ явно недостаточно. Исходя из задач и предмета проверок ГЖИ, установленных постановлением правительства РФ о государственном жилищном надзоре, сотрудники должны обладать знаниями в области права, экономики, энергетики и инженерии. Но нормативно и методически не установлены конкретные нормы по расчету штатного состава ГЖИ и квалификационные требования к их работникам.

Сегодня, как показывает мониторинг ОНФ, количество сотрудников в жилинспекциях колеблется от семи, как, например, в Пензенской области, до 545, как в Москве. При этом региональным инспекторам приходится не только выезжать на проверки в отдаленные населенные пункты, но и отвечать на обращения граждан. Например, только в ГЖИ Башкортостана, в котором работают 116 человек, за минувший год поступило 18,5 тыс. обращений, т.е. более чем 1 тыс. писем на одного специалиста.

«Очевидно, что даже физически свою работу инспекторы при такой нагрузке выполнить не могут, – отметила член Башкирской республиканской коллегии адвокатов, отстаивающей права граждан в сфере управления многоквартирными домами Надежда Крылова. – Да, они рассматривают жалобы, выносят предписания, но исполнение их до конца не доводят. Опять же по причине загруженности. По этой же причине, приезжая с проверками, они общаются представителями управляющих компаний, а до людей не доходят. Управляющие компании, свою очередь, особенно крупные, выполняют не все предписания ГЖИ, инспекторы вынуждены отправлять им их повторно, но и они часто не исполняются».

В качестве выхода из ситуации участники площадки предложили, чтобы в соответствие с Жилищным кодексом региональные власти принимали законы, наделяющие органы местного самоуправления (МСУ) полномочиями по проведению проверок во время лицензионного контроля в отношении управляющих компаний. Например, значительная часть работы, связанная с обращениями граждан, могла бы лечь на плечи МСУ, поскольку там тоже работают специалисты, в чьи полномочия входит в том числе и жилищный контроль. Однако пока такая практика применена лишь в одном регионе страны – в Волгоградской области.

Главной проблемой, препятствующей нормальному функционированию жилищного надзора, руководитель технического комитета Росстандарта «Услуги в сфере ЖКХ и управления МКД» Павел Жбанов видит в отсутствии законодательно закрепленной на региональном уровне вертикали регионального жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. «Жизнь показывает, что существует необходимость в разработке и принятии на региональном уровне законодательных актов «О региональном государственном жилищном надзоре и муниципальном жилищном контроле», а также наличии на федеральном уровне такого модельного типового закона. Сегодня на региональные жилищные инспекции возложено много задач, к решению части из них просто необходимо подключить муниципальный жилищный контроль, выстроив единую систему контрольно-надзорной деятельности в жилищной сфере», – убежден Павел Жбанов.

Источник: Сайт ОНФ




Вернуться к списку новостей >>