Контролеры без кошелька
В регионах и муниципалитетах развернули активную деятельность центры общественного контроля в сфере ЖКХ, которые находятся под патронатом НП "ЖКХ Контроль". По словам его главы Светланы Разворотневой, на 1 июля 2015 года муниципальные представительства региональных центров общественного контроля ЖКХ созданы в 813 городских округах и муниципальных районах 58 субъектов РФ. Только работа этих центров не вполне легитимна, так как постановление правительства об организации жилищного контроля до сих пор не принято.
С одной стороны, их деятельность регламентируется Законом "Об основах общественного контроля в РФ", целью которого было привлечь граждан к участию в решении различных вопросов деятельности общества. В результате по всей стране заработали различные центры общественного контроля, которые должны наблюдать за деятельностью органов власти, оказывать ей помощь и поддержку при разрешении возникающих вопросов. "Наш комитет в прошлом году внес поправки в Жилищный кодекс РФ, по которым общественным объединениям дается множество полномочий, в том числе участвовать в проведении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, направлять в госнадзор и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей", - пояснила "РГБ" первый зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева.
Однако выступая на совещании в Общественной палате РФ, глава Наблюдательного совета Фонда ЖКХ Сергей Степашин заявил о необходимости совершенствования нормативной базы по реализации законодательного регулирования в ЖКХ. Он считает, что пора добиться регулярного финансирования деятельности общественных контролеров и автономных некоммерческих организаций, осуществляющих эту работу. И попросил список регионов, которые не поддерживают деятельность центров общественного контроля в ЖКХ.
На самом деле у региональных центров общественного контроля есть легальные способы финансировать свою деятельность. Во-первых, через гранты как НКО, во-вторых, посредством государственных муниципальных заказов (к примеру, на просветительскую деятельность потребителей коммунальных услуг). Но, как заметила Светлана Разворотнева, именно за это часто и упрекают контролеров, что, получая деньги из местной казны, они не могут быть независимы в оценке работы властей в коммунальной сфере.
На практике получается, что контролирующие центры ЖКХ живут припеваючи только в тех городах, где смогли найти контакт с местными властями. К примеру, руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Башкортостана Анатолий Дубовский в Общественной палате рассказал, что благодаря правильному подходу к чиновникам удалось создать центры во всех 63 муниципальных образованиях региона. Более того, им удалось на регулярной основе наладить выпуск газеты "Жилищные ведомости". Глава республики Рустэм Хамитов дал зеленый свет общественным контролерам, и теперь они получают бюджетные субсидии как социально ориентированная организация.
Однако такие примеры не стали общей практикой. Как призналась Разворотнева, несмотря на то, что указом президента обязанность по созданию сети общественных организаций, осуществляющих контроль в сфере ЖКХ, лежит в том числе и на региональных властях, "зачастую приходится "нагибать" чиновников, чтобы они хотя бы выделили помещения под центры". По информации НП "ЖКХ Контроль", региональные центры общественного контроля в Амурской, Ивановской, Вологодской, Новосибирской областях, Забайкальском крае, Еврейской автономной области и в Москве не получают никакой поддержки от региональных властей.
- Скепсис региональных руководителей, уклоняющихся от подписания соглашений, которые обязывают оказывать поддержку деятельности общественных центров, вероятно, связан с тем, что представителям общественной организации в этих регионах пока еще не удалось убедительно доказать перспективы результативности такой работы, - полагает эксперт совместного проекта правительства РФ и МБРР "Реформа ЖКХ в России" Карен Авакян.
Какими реальными полномочиями обладают центры ЖКХ и могут ли они, к примеру, выдавать предписания управляющим компаниям? "Их основная функция - проводить мониторинг правоприменительной практики в регионах, - пояснила "РГБ" Светлана Разворотнева. - Так, при рассмотрении закона о лицензировании они внесли более 80 поправок. Также в их задачи входит организация "горячих линий", помощь в судах, просветительская работа с населением". "К сожалению, этим ограничивается перечень полномочий общественного контроля. Законодательно не предусмотрены никакие особые возможности для общественного контроля в сфере ЖКХ, - рассказал Карен Авакян. - Нет возможности выходить с инспекцией, составлять акты, предписания, обязывать УК к определенным действиям. Определенные функции общественного контроля возложены на представителей Советов многоквартирных домов. Но наиболее весомые полномочия предоставлены председателю Совета МКД на основании доверенности от собственников - так в большинстве случаев УК не признает данные доверенности, требуя их нотариальное удостоверение, что сделать практически невозможно".
Источник: Российская газета