Сергей Давыдов: «Медиация как альтернативный судебным тяжбам метод урегулирования споров обладает несомненными достоинствами»
Сфера ЖКХ была и остается одной из наиболее конфликтных. Судебные тяжбы здесь – дело обычное.«Есть ли место примирению в сфере ЖКХ?», – на этот вопрос ответили члены Саморегулируемой организации некоммерческое партнерство управляющих организаций Московской области, ранее подписавшие Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с Московским областным региональным отделением партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Генеральный директор СРО НП УО МО, руководитель партийного проекта «ЕДИНОЙ РОССИИ» – «Народный контроль» Наталья Абросимова рассказала, что для разрешения конфликтов в большинстве случаев можно использовать такой метод, как «медиация»: «Это процедура разрешения спора при участии нейтральной незаинтересованной в конкретном споре стороны – медиатора (посредника). Он помогает сторонам выработать определенное соглашение (медиативное и (или) мировое) по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения».
По словам Абросимовой, эксперт в этом вопросе – член правления СРО НП УО МО, адвокат, Управляющий партнер Адвокатского бюро «Правовой Альянс», член комиссии МИД России по служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Сергей Давыдов.
Он подробно рассказал о медиации, как альтернативном судебным тяжбам методе урегулирования споров в сфере ЖКХ: «В соответствии с законодательством РФ процедура медиации направлена на содействие развития партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений. Т.е. задачи медиации идеологически уже вписаны законодателем в конфигурацию деятельности субъектов сферы ЖКХ», – пояснил Давыдов.
По его словам, взаимоотношения потребителей услуг ЖКХ и управляющих организаций практически в полном объеме охватываются нормами гражданского законодательства, а также связаны с отношениями в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности: «В этой связи полагаю, что к урегулированию споров, возникающих в ходе реализации указанного рода отношений, в полном объеме может быть применима процедура медиации».
Адвокат уверен, что очевидным плюсом для сторон процедуры медиации является срок ее проведения, стоимость и конфиденциальность. Кроме того, в итоге вырабатывается решение, удовлетворяющее обоих контрагентов (в отличие от судебного): «Таким образам, возможна правовая конструкция, при которой работа с жалобщиками-потребителями услуг ЖКХ будет разрешаться по существу на досудебной стадии посредством альтернативного способа урегулирования возникшего конфликта, т.е. в результате процедуры медиации».
Как пояснил Сергей Давыдов, в настоящее время первичный прием жалобщика и оценка потенциала его жалобы осуществляется в местах, уже организованных управляющими компаниями, соответствующими общественными организациями или муниципалитетами: «Очевидно, что организовав соответствующее взаимодействие с указанными структурами по активному применению медиации, возможно уже на низовом уровне значительно уменьшить количество конфликтных вопросов граждан-потребителей услуг ЖКХ!».
Резюмируя, член правления СРО НП УО МО, еще раз обозначил основные положительные аргументы в защиту предложения использования процедуры медиации: «Во-первых, для УК – это официальное правовое разрешение спора лицом нейтральным, не являющимся стороной конфликта. А также формирование в ходе процедуры медиации правовой позиции, исходя из которой, судебная перспектива данного спора будет предельно ясна».
«Во-вторых, для общественных организаций и муниципалитетов – предоставление механизма процессуального разрешения представленной жалобы. Разрешение возникшего конфликта в полном объеме, а не до стадии юридической документальной фиксации и традиционных предложений –обращаться в суд, прокуратуру и пр.», – пояснил он.
По мнению Управляющего партнера Адвокатского бюро «Правовой Альянс» «есть запрос со стороны населения – места приема жалобщиков трансформировать в пункты со сходными задачами, но единым стандартизированным подходом по разрешению их споров под эгидой СРО НП УО. Это подразумевает, в том числе и реализацию программы бесплатной юридической помощи».
«Дополнительно мы готовы организовать работу по проведению антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов в сфере ЖКХ и мониторинг практики их применения. Регламент такой работы уже закреплен федеральным законодательством и позволяет инструментами медиации предлагать (заставлять) муниципальные органы власти приводить указанные НПА в соответствие с требованиями антикоррупционного законодательства».
Адвокат Сергей Давыдов также подчеркнул, что «аналогичным образом можно организовать работу по выявлению и разрешению конфликта интересов (ст.ст.10,11 ФЗ «О противодействии коррупции), т.е. ситуации, в ходе которой должностное лицо, испытывая определенный «личный интерес», совершает действия в ущерб интересам службы, нарушает права и охраняемые законом интересы граждан».