21 марта в Москве состоялся IV Всероссийский форум саморегулируемых организаций «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития» в рамках «Российской недели бизнеса».
Ежегодный форум собрал представителей отечественного саморегулирования со всей страны.
Участие в организации форума принимали РСПП, ТПП, Госдума, Совет Федерации при участии Министерства экономического развития. Генеральным партнером Форума стал Комитет Гражданских инициатив.
В работе форума приняли участие представители органов законодательной и исполнительной власти, руководители национальных объединений, саморегулируемых организаций, отраслевых союзов и ассоциаций.
Наиболее значимыми темами, обсуждаемыми на IV Форуме СРО, стали практика применения механизмов саморегулирования в различных отраслях и поддержка системы саморегулирования государством.
В приветственном слове президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин сказал, что в настоящее время институт саморегулирования признается не просто объединением профессионалов, а общественно значимым институтом, который требует поддержки со стороны государства. Наличие в законодательстве определенных недостатков мешают продуктивному внедрению института саморегулирования в различных сферах деятельности.
По словам Александра Шохина, на данный момент, мы сталкиваемся с необходимостью перестраивания вертикали системы.
Выступавший следом президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, также акцентировал внимание на необходимости совершенствования нормативно-правовой базы для СРО.
По его мнению, на данный момент, назрели 2 основные проблемы в СРО – функционирование недобросовестных СРО и отсутствие информационной открытости СРО.
В данном контексте, необходимо обсудить в профессиональном сообществе данный вопрос и разработать положение о раскрытии информации.
Виктор Плескачевский в своем выступлении обратился к истокам саморегулирования. Он отметил, что данный профессиональный институт известен на протяжении нескольких тысячелетий. Во все века представители профессиональных сообществ стремились сформировать нормы профессиональной деятельности, а также защитить свои интересы.
Саморегулирование неотвратимо. Оно было, есть и будет. Так или иначе, но государству придется считаться с саморегулированием как институтом, резюмировал он.
В своем выступлении Виктор Семенович не обошел вниманием вопрос о введении лицензирования.
По его мнению, необходимо разграничить компетенцию саморегулирования и лицензирования, однако эти институты могут взаимодействовать, они не должны противоречить друг другу.
Чиновники не имеют возможности не будучи вовлеченными в реалии функционирования профессионального сообщества определить тех, кто действительно достоин получения лицензии при отсутствии института саморегулирования.
Чиновники не смогут определить кто из математиков самый математичный, а из физиков самый физичный. Это может определить только экспертное сообщество в центрах компетенции.
Нужно помогать чиновникам принять правильное решение.
Проблема не в общих законах, а в специальных.
Очень хорошо что есть дискуссия о взаимодействии саморегулирования и лицензирования. Наша проблема в том, что мы не умеем создавать группы и работать в них.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева в своем выступлении отметила, что введение лицензирования может быть эффективным только вкупе с Саморегулированием.
Отдельное место в выступлении было отведено проблемам связанным с ЖКХ.
Елена Леонидовна отметила, что проблема неплатежей в данной сфере ставит под сомнение развитие всей сферы.
После пленарного заседания состоялась работа шести круглых столов:
1. Главная миссия и проблемы национальных объединений саморегулируемых организаций;
2. Совершенствование законодательства о саморегулировании;
3. Проблемы борьбы с недобросовестными саморегулируемыми организациями. Модель идеальной саморегулируемой организации;
4. Экономическое правосудие: практика арбитражных судов, третейских судов, дисциплинарных комитетов;
5. Информационная политика СРО;
6. Саморегулирование на финансовых рынках: задачи и проблемы.
Вопросы, которые были обсуждены на самой крупной в России площадке саморегулирования, будут положены в основу дальнейших законодательных решений и сформируют наилучшую практику саморегулируемых организаций.