Положение о порядке разработки Стандартов и Правил
1. Общие положения
1.1. Положение о порядке разработки Стандартов и Правил предпринимательской деятельности (далее - Положение) Саморегулируемой организации Ассоциация управляющих организаций Московской области «Альянс Легион» (далее - Ассоциация) разработано и утверждено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом партнёрства (далее - Устав).
1.2. Настоящее Положение устанавливает:
1.2.1. понятия и определения, используемые при разработке Стандартов и Правил предпринимательской деятельности (далее - Стандарты) членов Партнёрства;
1.2.2. цели и назначение Стандартов;
1.2.3. классификация Стандартов;
1.2.4. порядок их разработки и введения в действие.
1.3. Настоящее Положение предназначено для его применения Контрольным комитетом партнёрства, ответственным за разработку Стандартов и осуществление контроля за их соблюдением.
1.4. Контрольный комитет формирует концепцию стандартизации Партнёрства и разрабатывает краткосрочную, среднесрочную и другие программы стандартизации в увязке с уже разрабатываемыми программами Партнёрства.
1.5. К разработке Стандартов Партнёрства могут быть привлечены специализированные организации, а также физические лица, обладающие необходимой компетентностью и ресурсами для выполнения таких работ, в том числе на основе гражданско-правовых договоров.
2. Понятия и определения
2.1. Понятия и определения, используемые в настоящем Положении, а также подлежащие для использования при разработке Стандартов означают следующее.
2.1.1. «Жилищный фонд» - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, а также нежилые помещения, являющиеся частью жилого дома, принятые в установленном законом порядке как пригодные для проживания и для организации жилищно-коммунальных услуг управляющей организацией;
2.1.2. «Техническая документация длительного хранения» - следующая документация:
- план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нём;
- проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
- акты приёмки жилых домов от строительных организаций;
- акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику (управляющей организации);
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
- паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
- паспорта лифтового хозяйства;
- паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
- исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление);
2.1.3. «Документация, заменяемая в связи с истечением срока ее действия» - следующая документация:
- сметы и описи работ на текущий и капитальный ремонт;
- акты технических осмотров;
- журналы заявок жителей;
- протоколы измерения сопротивления электросетей;
- протоколы измерения вентиляции;
2.1.4. «Управление жилищным фондом (многоквартирным жилым домом)» - услуга, входящая в общероссийский классификатор видов экономической деятельности (и единый государственный реестр услуг населению), оказываемая по договору управления многоквартирным домом и включающая в себя оказание за плату услуг по организации эксплуатации и всех видов ремонта многоквартирного дома и его инженерной инфраструктуре, предоставление коммунальных услуг, подготовку и заключение договоров на приобретение коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг, организация расчётов и перерасчётов с потребителями коммунальных услуг и поставщиками коммунальных ресурсов, ведение (хранение, корректировка, передача) бухгалтерской и технической документации по дому, формирование необходимых отчётных данных в органы статистики и местного самоуправления, в том числе в целях раскрытия информации, реестр жилых помещений и сделок с ними, ведение информационных баз данных по дому и проживающим, организацию исполнения решений общих собраний собственников жилья и требований технических регламентов;
2.1.5. «Стоимость услуг управления» - договорная стоимость, представляющая собой вознаграждение управляющей организации за оказываемые услуги по управлению многоквартирным домом;
2.1.6. «Норма» - регулирующее правило, устанавливающее границы её применения;
2.1.7. «Правило» - условие, которое обязательно должно выполняться всеми участниками конкретного процесса (предоставления и потребления услуг, эксплуатации, ремонта, оплаты, получения информации, расчётов за оказанные услуги и/или проведенные работы);
2.1.8. «Требование» - положение нормативного документа, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены;
2.1.9. «Аттестация» - официальное признание органом по аттестации компетентности руководителей и специалистов уровня их подготовки, мастерства и квалификации;
2.1.10. «Безопасность» - безопасность работ, услуг, эксплуатации, ремонта, то есть состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
2.1.11. «Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры» - обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба.
2.1.12. «Контроль (надзор) за соблюдением требований Стандартов» - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований Стандартов к качеству работ (услуг), эксплуатации многоквартирного дома, проведенных ремонтов исполнения договорных обязательств и принятие мер по результатам проверки;
2.1.13. «Стандарт» - документ, обязательный для всех участников процесса управления многоквартирными домами, в котором устанавливаются правила выполнения работ или оказания услуг по управлению многоквартирными домами;
2.1.14. «Стандартизация» - деятельность по установлению правил и характеристик в целях достижения упорядоченности в сфере выполнения работ или оказания услуг по управлению многоквартирными домами, а также повышение их конкурентоспособности.
3. Цели разработки Стандартов и их назначение
3.1. Целями разработки Стандартов являются:
3.1.1. формирование общих и обязательных для всех членов Партнёрства правил действий при управлении, эксплуатации и ремонте многоквартирных жилых домов;
3.1.2. совершенствование качества работ (услуг) и обеспечение роста конкурентоспособности в сфере управления многоквартирными домами;
3.1.3. создание современной базы данных по объекту управления, работам, оказываемым услугам, по всем процессам жизненного цикла объекта управления;
3.1.4. постоянное улучшение действующей системы менеджмента качества в сфере управления недвижимостью.
3.2. Требования Стандартов являются общими для всех участников процесса управления многоквартирными домами (собственников, нанимателей или пользователей общего имущества многоквартирного дома, и управляющих организаций, которые занимаются его управлением и обслуживанием).
Стандарты позволяют участникам процесса строить отношения друг с другом на основе одинаково понимаемых общих понятий, содержания тех или иных действий, в отношении общего имущества многоквартирного дома, результатов деятельности по управлению, обслуживанию, эксплуатации и ремонту общего имущества.
3.3. Стандарты деятельности предназначены для их использования управляющими организациями, являющихся членами Партнёрства с целью обеспечения:
3.3.1. необходимого уровня безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности общего и личного имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, инженерной инфраструктуры жилых домов и самих домов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышения уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья граждан;
3.3.2. конкурентоспособности и качества оказываемых работ (услуг), единства измерений и расчетов по измеренным параметрам, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств повышенной опасности (лифты, инфраструктура газоснабжения, машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик качества оказанных работ (услуг), добровольного подтверждения соответствия объёмов и качества произведенных работ и/или оказанных услуг, договорных обязательств;
3.3.3. применения при ремонтах (текущих и капитальных) современных, надежных, энергоэффективных и долгосрочных по сроку службы материалов, изделий, оборудования элементов инженерной инфраструктуры, ограждающих конструкций, повышение качества выполнения работ, оказания услуг, энергоэффективности жилого многоквартирного дома;
3.3.4. содействия соблюдению требований действующих технических регламентов, национальных и международных Стандартов ISO (ИСО), МЭК и других международных организаций, к которым присоединилась Российская Федерация, а также стандартам, разработанным для обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации;
3.3.5. создания систем (информационных баз данных) классификации, кодирования и защиты технико-экономической и социальной информации о проживающих гражданах, систем автоматизации расчётов стоимости произведённых работ и оказанных услуг, услуг по управлению многоквартирными домами, систем обеспечения контроля качества работ (услуг), систем поиска и передачи данных, содействия проведению работ по унификации всех этих процессов работы;
3.3.6. распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений, разработок в области управления многоквартирными жилыми домами;
3.3.7. формирования стоимости услуг по управлению, обслуживанию и эксплуатации многоквартирного дома.
4. Классификация Стандартов
4.1. Разрабатываемые Партнёрством Стандарты классифицируются по областям применения:
4.1.1. Стандарты управления жилищным фондом (код 01);
4.1.2. Стандарты технического обслуживания и ремонта жилищного фонда и инженерных сетей (код 02);
4.1.3. Стандарты санитарного содержания (код 03).
4.2. Стандарты управления жилищным фондом включают в себя следующие разделы:
4.2.1. Стандарты управляющей организации (код 01.1);
4.2.2. Стандарты организации эксплуатации (код 01.2);
4.2.3. Стандарты взаимоотношений с подрядчиками и ресурсоснабжающими организациями (код 01.3);
4.2.4. Стандарты взаимоотношений с собственниками, нанимателями и арендаторами (код 01.4).
4.3. Стандарты технического обслуживания и ремонта жилищного фонда и инженерных сетей включают в себя следующие разделы:
4.3.1. Стандарты технического обслуживания (содержания) (код 02.1);
4.3.2. Стандарты диспетчерского и аварийного обслуживания (код 02.2);
4.3.3. Стандарты проведения осмотров (код 02.3);
4.3.4. Стандарты проведения работ по подготовке к сезонной эксплуатации (код
02.4);
4.3.5. Стандарты проведения работ текущего ремонта (код 02.5);
4.3.6. Стандарты организации проведения работ капитального ремонта (код 02.6).
4.4. Стандарты санитарного содержания включают в себя следующие разделы:
4.4.1. Стандарты санитарного содержания мест общего пользования (код 03.1);
4.4.2. Стандарты содержания придомовой территории (код 03.2);
4.4.3. Стандарты ухода за зелеными насаждениями (код 03.3).
4.5. Перечень областей применения Стандартов и их разделов не является исчерпывающим. Нумерация Стандартов в соответствии с областями их применения и их разделами, в том числе вновь вводимыми ведётся в реестре Стандартов и Правил Партнёрства.
5. Порядок разработки Стандарта и введения его в действие
5.1. Стандарт должен включать в себя следующее содержание:
5.1.1. титульный лист, где указывается принадлежность к Партнёрству, его наименование и учётный номер;
5.1.2. область применения - в данном разделе Стандарта указывается область его применения и что он устанавливает;
5.1.3. нормативные ссылки - в данном разделе перечисляются все нормативные правовые документы, в соответствии или во исполнение которых разработан данный Стандарт;
5.1.4. термины и определения - в данном разделе Стандарта указываются термины и определения, используемые в разрабатываемом Стандарте с целью формирования у всех пользователей одинакового понимания сущности и предмета излагаемого материала.
5.2. В зависимости от характера, сложности и степени предварительной проработанности, разработку Стандарта необходимо проводить в следующей последовательности:
5.2.1. присвоение номера Стандарту, предполагаемому к разработке;
5.2.2. выбор разработчика;
5.2.3. утверждение технического задания с определением сроков и этапов разработки Стандарта, включая:
разработку и утверждение концепции;
разработку проекта;
обсуждение проекта Стандарта;
составление протокола замечаний и предложений по проекту Стандарта; доработка проекта Стандарта в соответствии с протоколом замечаний и предложений;
рассмотрение проекта Стандарта с привлечением рецензента (эксперта), ознакомление с проектом всех заинтересованных лиц и т.д.;
утверждение Стандарта Правлением партнёрства;
введение Стандарта в действие.
5.3. Номер Стандарта состоит из индекса «СП», двузначного кода области применения, номера раздела в области применения Стандарта, отделённого от кода области применения точкой, порядкового двузначного номера стандарта в разделе области применения, отделенного от номера раздела в области применения точкой и четырех цифр года утверждения (принятия), отделенных от порядкового номера стандарта в разделе области применения тире (СПХХ.Х.ХХ-ХХХХ).
5.4. Разработка проекта Стандарта, как правило, начинается после утверждения технического задания на его разработку и концепции.
5.5. При разработке проекта Стандарта разработчик должен учитывать общие требования к построению, изложению и оформлению документа, установленные настоящим Положением.
5.6. Разработку концепции Стандарта необходимо начинать с выявления документа- аналога.
5.7. В качестве документов-аналогов в сфере технического регулирования должны рассматриваться:
5.7.1. национальные стандарты;
5.7.2. строительные нормы и правила;
5.7.3. санитарные нормы и правила;
5.7.4. нормы технологического проектирования;
5.7.5. своды правил;
5.7.6. правила технической эксплуатации;
5.7.7. правила безопасной эксплуатации;
5.7.8. правила пожарной безопасности;
5.7.9. ведомственные руководящие документы;
5.7.10. другая нормативная документация.
5.8. В процессе анализа документов-аналогов необходимо определить:
5.8.1. допустимость использования структуры документа-аналога для структуры разрабатываемого Стандарта;
5.8.2. возможность использования существующих в документе-аналоге требований, норм и правила в целях применения в Стандарте без изменения;
5.8.3. основные направления актуализации требований, норм и правил документа- аналога в соответствии с требованиями технической или иной политики Партнёрства;
5.8.4. основные направления разработки новых требований, норм и правил, обеспечивающих реализацию технической или иной политики Партнёрства.
5.9. Если в процессе анализа документа-аналога установлено, что содержащиеся в нём требования, нормы и правила полностью соответствуют задачам, установленным технической или иной политикой Партнёрства, то концепция Стандарта должна содержать требования, нормы и правила документа-аналога в качестве Стандарта без изменений.
5.10. После утверждения Правлением партнёрства проекта Стандарта, Генеральным директором партнёрства издается приказ о введении его в действие.
5.11. В течение десяти дней после издания приказа о введении в действие Стандарта, разработчик готовит копии Стандарта по количеству членов Партнёрства и сдает их секретарю- референту для организации их рассылки и учёта в реестре Стандартов и Правил Партнёрства.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения Правлением партнёрства.
6.2. Все изменения и дополнения в настоящее Положение вступают в силу с момента их повторного утверждения.