+7 (495) 285-63-53

143909, РФ, Московская область,г. Балашиха, ул. Звездная, д.7Б

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1. 12 фев 2018 21:32 РГ: КС разрешил обжаловать решения ТСЖ "Российская газета" публикует постановление Конституционного суда России, которое разрешает оспаривать коммунальные тарифы, установленные товариществами собственников жилья.
13
14
15
16
17
18
19
20
1. 20 фев 2018 20:23 Сколько хранить квитанции об оплате за ЖКХ и что делать, если квартиру затопили На вопросы читателей отвечает обозреватель "ВМ" Анатолий Сидоров. Для того чтобы получить рекомендацию, отправляйте сообщения на адрес a.sidorov@vm.ru.
21
22
23
24
25
26
27
28
    

Напишите нам

Экспертное заключение к законопроекту о лицензировании управляющих компаний

Анализ проведенной работы с управляющими компаниями в рамках введения предстоящего лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами

В целях всестороннего рассмотрения проекта федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект), в части введения механизма лицензирования для управления многоквартирными домами.

Согласно законопроекту, организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, обязаны будут пройти процедуру лицензирования, а руководители управляющих компаний, на которых возлагается ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержанию общего имущества жилого дома, должны получить квалификационный аттестат.

На основе проведенного анализа работы управляющих компаний, деятельности товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, определены следующие ключевые моменты, требующие конкретизации либо в рассмотренном законопроекте, либо в последующих нормативно-правовых актах Правительства Российской Федерации.

1. Лицензионные требования к деятельности законопроектом не определены и указывается, что это будет сделано отдельным нормативным актом Правительства Российской Федерации. Однако, с другой стороны, текущее законодательство уже достаточно подробно определяет большой набор требований к управляющим организациям, выполнение которых контролируется ГЖИ.

2. Фактически основным показателем деятельности ГЖИ в рамках лицензирования - является количество наложенных штрафов и взысканий – чем больше, тем лучше работает ГЖИ.

3. Штрафы, предусмотренные законопроектом могут оказаться непомерно высокими. Законопроектом не определено на кого они будут возлагаться, если кроме лишения лицензии управляющая организация будет объявляться банкротом.

4. Можно предположить, что заложенные в основу законопроекта принципы будут способствовать не развитию института эффективных управляющих организаций (лиц), а развитию института организаций (лиц) лояльных ГЖИ независимо от степени их эффективности и профессионализма (создаются риски коррупциогенности).

Такая же ситуация и с институтами общественного контроля и саморегулирования, которые могут и должны быть фундаментом организации системы широкого и объективного контроля.

 

Рассмотренный законопроект, на наш взгляд, нуждается в доработке по следующим позициям:

1) Введение системы обучения и сертификации профессиональных знаний сотрудников управляющих компаний и систем управления организациями;

2) Введение механизмов эффективного контроля соблюдения стандартов ведения деятельности через институты саморегулирования, которые в будущем (в соответствии с посылом Президента РФ, что данная мера вводится на момент становления института саморегулирования) все-таки должны прийти на замену жесткому государственному регулированию.

3) Разделение функций регулирования и надзора:

Передача функции лицензирующего органа (регулятора) – органам специальной компетенции, которые уполномочены на проведение государственной политики в сфере жилищных отношений (формирование правил игры, стандартов и механизмов реализации), в соответствии с порядком принятом субъектом РФ;

ГЖИ – является надзорным органом в сфере жилищных отношений; основной показатель деятельности ГЖИ – количество исполненных предписаний;

4) Определение четкого механизма начала деятельности вновь созданных компаний и определения момента начала управления домом тем или иным лицом.

5) Создание механизмов обеспечения непрерывности процесса оплаты коммунальных ресурсов в моменты перехода МКД в управление другой организацией, приостановления или аннулирования лицензии. Наиболее эффективным механизмом может быть – создание единой базы сведений о начислениях и оплатах, ведение которой обеспечивается регулятором.

6) Создание механизмов коллегиальности принятия решений по выдаче и аннулированию лицензий, квалификационных аттестатов. Принцип закрепляется в рамках федерального закона, а механизм его реализации определяется исполнительным органом субъекта РФ.

 

С.В. Давыдов

Эксперт по практике применения Антикоррупционного законодательства в МИД РФ, Член комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.


Вернуться к списку статей >>